Город не бесит
Люди томска, 3 апреля 2023

«Хочется в какой-то момент увидеть город таким, чтобы на канале были только положительные материалы»

Максим Бойков — архитектор , художник, урбанист о Томске, его будущем, своем канале и о том, как каждому сделать город лучше
Максим Бойков — автор канала «Делай Томск лучше». Несколько лет создает материалы, связанные с урбанистикой, очень любит Томск. Жестко критикует некоторые его аспекты, но и предлагает свои конкретные решения по его улучшению. Поговорили с Максимом о его учебе в Москве, любимых и ненавистных местах города и о будущем Томска в целом.

Расскажи о себе? Откуда ты, где работаешь/учишься, чем помимо урбанистики увлечен и занимаешся?

Родился и вырос в Томске, закончил здесь школу и художку. Сейчас живу в Москве, работаю архитектором в одной из градостроительных организаций, учусь в МАРХИ (Московский Архитектурный Институт). Помимо урбанистики увлекаюсь фотографией и литературой, в частности, исторической. Коллекционер и законченный фанат всего железнодорожного: от паровозов и старых вокзалов до современных железнодорожных проектов и метрополитенов разных городов
Как бы ты себя представил человеку, который никогда тебя не видел и не знает чем ты занимаешься?

Назвал бы себя «обывателем с углубленными знаниями», а так — просто Макс :) Не вижу нужным выкатывать «ковёр с орудиями» перед человеком, поскольку предпочитаю быть со всеми на равных, даже в случае, если знаю больше в какой-то теме. Для меня, также, предпочтительно, чтобы люди узнавали обо мне в процессе непосредственного общения. По жизни придерживаюсь следующего принципа: чем меньше светишься, тем лучше.
На фоне ассамбляжа на ул. Шишкова
Когда и почему тебя заинтересовала урбанистика?

Сказать когда конкретно трудно, шёл к этому долго. Мне свезло: в детстве, мы семьёй часто путешествовали по разным странам. Я видел как благоустроены и сформированы города, а возвращаясь обратно недоумевал от происходящего хаоса в нашем городе.

Устойчивые принципы сформировались лет 5 назад — я стал чаще обращать внимание на качество городской среды к которой стало возникать всё больше претензий. В то время как раз зарождалась «Проблема проспекта Ленина» в которой поучаствовал в качестве независимого публичного критика. Впоследствии общими усилиями общественности и активистов удалось добиться городской дискуссии и неоднозначного отношения к проводимым работам на пр. Ленина со стороны большинства Томичей.
Расскажи про свой канал? Когда он появился, как рождаются темы и как пишутся посты?

Часто бывает так, что ты ничего не планируешь, а оно как-то само спонтанно появляется. Мысли о городе были всегда, но их нужно было оформлять в какой-то форме и я начал с постов в разные паблики, параллельно записывая заметки у себя на личной странице в VK. До собственного блога дошёл в 2019-м, перекинул туда весь прошлый материал и обозвал это слоганом, который побуждает к действию всех неравнодушных Томичей — так появился блог «Делай Томск лучше!».
Уже через год аудитория достигла 1К подписчиков, а потом появился канал в Telegram. Всё, что я пишу происходит благодаря поддержке тех, кто хочет читать этот блог.
Материал на канале пишется, в основном, реакционно, но есть материалы, которые выходят вне новостной повестки как разбор темы, которую хочется вынести на обозрение публики и в дальнейшем на городскую дискуссию. Часто в личку скидывают ссылки на какие-то новости или фотографии с мест, которые меня могут заинтересовать. Подписчики тоже формируют контент и мне это нравится.

Также, часто публикую мысли «на полку»: высказал предложение, но сегодня те, кто принимает решения не услышали — но, тем не менее, высказал и может быть, когда их возможно будет реализовать, их «достанут с полки».
Какие есть планы по развитию канала?

Дальше завтрашнего дня смотреть не могу и не хочу, это наивно. Но, если честно, хочется в какой-то момент увидеть город таким, чтобы на канале были только положительные материалы. Если из ближайших планов, то есть желание возобновить запылённую рубрику «Зарисовки», которая задумывалась, как основная, но на неё нужно много свободного времени.
С одной из работ в МАРХИ (Московский Архитектурный Институт)
Что порекомендуешь почитать и посмотреть тем, кому интересен город: от книг до каналов, ютуба или подкастов?

Если рекомендовать что-то про Томск, то пешая экскурсия обязательна. Отличные гиды Екатерина Кирсанова, Елена Ерофеева и Дарья Павлова. С чего я начинал изучение Томска — копался в архивах, смотрел на город разных лет: делал это на сайте Бориса Остина «Томск, который мы помним», на pastvu.com и на сайте Романа Петрушина «Град над Томью».

Ещё бы порекомендовал читать статьи «Томского обзора», ребята делают оригинальный и интересный контент.
Как ты воспринимаешь Томск с точки зрения удобства и комфорта?

На 3 с плюсом. Наш город, в целом, компактный, интуитивный и не похож на каменные джунгли (хотя в некоторых местах уже похож) — это плюс, но пока, чаще всего, городская среда и транспортная доступность разочаровывает и заставляет оставаться дома - это минус. По городу можно передвигаться и где-то даже можно делать это спокойно, но всё же город пока не очень дружелюбен к пешеходу.

В последние годы, за счёт появления федеральных программ «Безопасные и качественные дороги и «Формирование комфортной горсреды», стал виден прогресс, пускай и «галочный» (когда всё делается по принципу «переложить плитку, но больше ничего не трогать»), но ещё есть куда стремиться. Нынешняя культура создания городских пространств пока, к сожалению, в бОльшей массе является наследницей устаревших правил, где царствует аскетизм: прямая дорожка из плитки (если повезёт, то могут быть и пандусы), типовые скамейки (на которых всё ещё могут спать бомжи), дешёвые урны и шарики-фонарики, если бюджет позволяет. Общественный транспорт есть не везде, но даже если бы был, то качество обслуживания продолжало бы отталкивать потенциального пассажира, который сел бы на личный транспорт и снова создал перегруз дорог — пробки.
Засилие маршруток, которые тянут какие-то ушедшие годы за собой, должно было уйти в историю давно, но мы как будто всё ещё в 2000 году. Электротранспорт не может конкурировать из-за износа и малой развитости, но при этом имеет бОльший потенциал — тот же трамвай может увозить сколько угодно пассажиров, присоедини к нему ещё вагонов и выдели линию, где не будут мешаться машины.
Визуализация предложений по качественному улучшению Томских улиц
На чем обычно передвигаешься по городу?

При случае сяду на троллейбус, но чаще приходится падать в маршрутке. Трамвай не всегда по-пути, но иногда он ближе всех к тем местам, куда мне надо. Не откажусь от пешей прогулки, но если надо пройти подальше, то в тёплые дни выберу электросамокат.
3 любимых места в Томске? Почему?

Вопрос с подвохом. Мои любимые места Томска имеют связку через улицы — мне нравится пройтись до места, насмотревшись на город, в целом. Если подобрать конкретные 3 места, то, наверное, так:

  1. Район Белого озера. В частности, улицу Октябрьскую могу обойти всю.
  2. Район Юрточный горы. Школа там была, остались «старые пути» :)
  3. Михайловская роща. Рад, что её начали приводить в порядок.
Дипломная работа из архитектурного колледжа
3 ненавистных места в городе? Почему?

Таких уж ненавистных мест нет. Есть места, которые стоило бы «пересмотреть» — создать заново. Я не против чего-то, я за что-то: в том числе за реновацию неудачного с целью улучшить. Из таких мест:

  1. Набережная Ушайки и прочие работы ГК «Гранит». Всё просто — кто-то хотел попиариться на улучшении городской среды, но не знал как делать эту самую городскую среду. Забор в самом сердце города за которым склад — позор. У сделанной набережной с амфитеатром общегородская дурная слава, по ней есть конкретные предложения от «Центра развития городской среды» по её исправлению в лучшую сторону, но нужны средства. Центральная же часть проспекта больше не под угрозой, но ошибки прошлого исправлять рано или поздно придётся.
  2. Стройка за «ГУМом». Долгострой с торчащими башенными кранами в исторической части города, ради которого когда-то снесли целый ряд ценных исторических построек и признаний объект культурного наследие — ужас.
  3. Долгострой-гостиница на пл. Батенькова. Ещё одна большая ошибка на костях ряда исторических построек.
Были ли какие-то твои действия, которые повлияли на изменения в городе прямо или косвенно?

Исключительно косвенные и, как я уже говорил, чем меньше светишься — тем лучше. Если конкретно, то недавно был новый случай. Фронтон на восстанавливаемом доме по ул. Красноармейской, 78 был сделан с неверным углом и это заметила аудитория канала. Связались с теми, кто может помочь и летом ошибок устранят.
Трамвай или троллейбус?

Это как выбирать между мамой и папой. У каждого есть свои преимущества и недостатки. В Томске лучше развит троллейбус, поэтому уехать на нём можно дальше, но в «старом городе» трамвай проходит путь быстрее, потому что, в большинстве случаев, не зависит от автомобильного трафика. Есть личный момент с электротранспортом: когда-то в школу можно было быстро доехать на «двойке», но в итоге у меня под окном появилась развязка загородного типа.
С Артемом Демидовым, главой Всероссийской организации охраны памятников истории и культуры (ВООПИк).
Приезжал в Томск в 2019 года.
Здание, которое ты бы снёс в городе в первую очередь и почему?

ТЦ «Почтальон». По сути, это здание «призрак во плоти», чисто физически оно есть, но по закону его никогда не должно было быть, так как в специальной зоне ОЗР 1-26 нельзя строить объекты подобной конфигурации.

Кричащий представитель «капрома» (архитектурный стиль «капиталистический романтизм»), аляповатый «привет из 2000-х», который не только выглядит нагромождением всего подряд на маленьком пяточке, но и диссонирует с окружающей исторический застройкой, в частности, принижая «Губернскую аптеку» и заслоняя недавно отремонтированный «Дом Семёновой» по пр. Ленина, 56. Вдобавок к сомнительной архитектуре — бесчисленное количество вывесок без какого-либо дизайн-кода. Сейчас здание всё ещё опечатано за незаконную надстройку, но были разговоры и о полном сносе.
У Томска есть будущее?

Да и я верю, что светлое. Сейчас в Томске множество нерешённых проблем в числе которых я бы сосредоточил внимание на так не принятый проект границ исторического поселения, отсутствие разработанной программы развития общественного транспорта и отсутствие прочной связи областной и городской администраций. К Томску нужно подходить серьёзно, а пока что серьёзности нет. Чего стоят только маршрутки, гоняющие по городу пассажиров, как огурцы в банке.
Так как сделать Томск лучше?

Всё просто: привлекать внимание к его недостаткам, объяснять как их исправить и добиваться диалога по этим вопросам с лицами, которые принимают решения.

Другие интервью

Анна Несговорова — практикующий психолог психоаналитической терапии о кардинальной смене профессии, спорте и осознанности
12 апреля
Федорова Елена Петровна, невролог-цефалголог о профессии, отдыхе, книгах, музыке и, конечно, Томске
10 мая
Есть новость, вопрос или хотите, чтобы мы о чём-то рассказали? Просто напишите нам →
Made on
Tilda